Ниткография
Развитие речи у дошкольников нетрадиционным методом ниткографией.
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ предмета.
Ниткография помогает совершенствовать зрительное восприятие детей, формировать плавность, ритмичность и точность движений, подготавливать руку ребенка к письму. Данная техника заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи, лексической стороны речи.
Цель. Развитие речи и мелкой моторики пальцев рук детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс технологии ниткографии.
Задачи. Образовательные:
- совершенствовать речь как средство общения;
- продолжать работу по обогащению словаря детей;
- подготавливать руку ребенка к письму;
- формировать плавность, ритмичность и точность движений;
- совершенствовать зрительное восприятие детей;
- способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и
сенсомоторное развитие дошкольника.
Развивающие:
- развитие эстетических и художественно-творческих способностей;
- развивать эмоциональную сферу и фантазию детей через
- приобщение к художественному творчеству;
- развивать память и связную речь ребенка;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- способствовать развитию любознательности.
Воспитательные:
- воспитывать у детей художественный вкус и чувство красоты;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность,
умение работать в коллективе и индивидуально;
- воспитывать у детей желание участвовать в ситуациях эстетической
направленности.
Занятия с цветными ниточками открывают для ребенка возможность, выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как на фланелеграфе её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.
Структура занятий по ниткографии вкючает в себя игровые упражнения. В процессе подобных игр ребёнку предоставляется большая возможность активно участвовать, анализировать, рассуждать, проявлять творческую фантазию. В процессе работы над составлением картин с использованием техники ниткографии дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению. На первых занятиях все игровые задания выполняются в медленном темпе. Педагог следит за точностью изображения предметов с помощью разноцветных нитей. Постепенно дети учатся сочетать речь с движениями рук в процессе изображения предметов и форм. Далее, по мере накопления детьми опыта, задания усложняются.
Последующая форма проведения упражнений предполагает изображение серии предметов и «рисование» нитками целых сказок. Основной целью таких приемов является развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей.
После прослушивания сказки или рассказа можно дать ребенку задание изобразить его героев. В дальнейшем, когда у детей появится определенный навык в работе с нитью, можно переходить к иллюстрации рассказа по ходу повествования.
Для развития связной речи детей, большая роль отводится заучиванию стихотворений. Использование ниткографии очень нравится детям, превращает заучивание стихов в увлекательную игру.
Опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстрации, с помощью зрительных опор позволяет поддерживать у детей с проблемами в развитии речи интерес к стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти.
Программа занятий
Развитие речи у дошкольников нетрадиционным методом ниткографией занятия
Актуальность. Работая с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
Цель и задачи программы.
Цель. Создание условий для развития творческих способностей детей, их эстетического развития и речевого развития.
Задачи. Образовательные.
Познакомить детей с нетрадиционной работой с нитью.
Формировать умения и навыки работы с нитью, навыки сочетания речи с движениями рук, умение использовать метод наглядного моделирования во время рассказывания.
Развивающие.
Способствовать развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев рук, речи, творческих способностей, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, эстетического вкуса.
Воспитательные.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, волевые качества (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.).
Периодичность занятий: один раз в неделю во второй половине дня
Продолжительность занятий: 25 мин
Наполняемость группы: 18 детей
Организационная форма: групповая, индивидуальная.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»