Донецкая Народная Республика, Шахтерский муниципальный округ, город Кировское, улица Николаевская, дом 4А.

Нейропсихологические игры и упражнения

Педагог-психолог Козуб Наталья Викторовна.
Педагог-психолог
Козуб Наталья Викторовна

Нейропсихологические игры и упражнения – это база для развития всех высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи); они способствуют развитию зрительно-моторной пространственной координации. Благодаря нейропсихологическим упражнениям оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой.

         Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

         Таким образом, регулярное выполнение нейропсихологических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста формирует необходимые психические функции, готовит их к обучению в школе.

         Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.
        Левое полушарие головного мозга – математическое, речевое, логическое, отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
        Равнополушарный тип – отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
        Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
        Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон.
        Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок  не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
        Если мы видим в онтогенезе (онтогенез - индивидуальное развитие организма от его зачатия до конца жизни) ребенка какие-либо отклонения, нужно понимать, что это следствие, либо дисфункции или несформированности отделов головного мозга.

        В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты в единое целое и лежат в основе так называемого «отклоняющего развития». Например, дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела, т.е межполушарное взаимодействие.

        У детей с нарушением межполушарного взаимодействия главный признак - нарушение речи.  В норме развитие межполушарных связей должно сформироваться у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8,5 лет.
        Поэтому, развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.

        Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.

Программа занятий

Программа занятий. Направленность программы: данная программа направлена на  сенсомоторное развитие, формирование вербальных и невербальных психических процессов, формирование

смыслообразующих функций психических процессов и процессов произвольной саморегуляции,
сопровождение нейропсихологического развития ребёнка 5–6 лет методом замещающего онтогенеза.
        Программа включает три этапа работы.

        Первый этап. Диагностический, направленный на выявление патопсихологического синдрома развития. На данном этапе используется экспресс-диагностика психического развития дошкольников, разработанная авторами Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Выявленная «группа риска» детей подлежит более глубокому обследованию методиками нейропсихологической диагностики для более детального вычленения проблем психологического отклоняющегося развития (составители комплекта Балашова Е.Ю., Ковязина М.С.).

        Второй этап. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития. На данном этапе с детьми индивидуально и по подгруппам проводятся занятия в объёме двадцати встреч по два раза в неделю. Каждое занятие трёхуровневое и включает по иерархическому принципу упражнения на сенсомоторное развитие, формирование вербальных и невербальных психических процессов, формирование смыслообразующих функций психических процессов и процессов произвольной саморегуляции.

        Третий этап. Контрольная диагностика. Обследование проводится по ранее используемым методикам. По результатам обследования принимается решение о продолжении коррекции или её отмене.

        Цель программы: коррекция и абилитация (первоначальное формирование способности к чему-либо, создание тех навыков, которых ещё не было) психического развития ребёнка 5 - 6 лет.
        Направление работы:

  1. Упражнения и игры, направленные на обеспечение сенсомоторной

пластичности (дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, массаж ладоней и пальцев).

  1. Упражнения и игры, направленные на развитие невербальных

психических процессов (рисование на спине и руках геометрических фигур и букв, массаж ступней, «Игры в животных», сортировка, «Угадай, что за звук»,  «Игры с мячом», «Шумящие коробочки», «Развитие чувства ритма», рисование двумя руками, «Развитие внимания»,  «Память», «Угадай части тела и запомни их название» и другие).

  1. Упражнения и игры, направленные на формирование

смыслообразующих функций психических процессов (определение фактуры поверхности предмета, «Найди такой же», «Волшебный мешочек», «Профессии», «Времена года»,  «Овощи — фрукты», «Разрезные картинки», кубики, «Собери рыбку»,  «Дорисуй предмет до целого», «Исключение одного лишнего предмета из четырёх предлагаемых» , «Подбери недостающий предмет», «Наложенные или зашумлённые изображения», «Найди отличия», «Изучаем предлоги», «Назови 5 предметов» ,«Что было сначала, а что потом?» и другие).

  1. Упражнения на релаксацию. «Заблудились», «Радуга», «Дискотека в

детском саду»  «Тихо, громко», релаксационно-танцевальный комплекс, «Надувание шаров» и другие).

         Ожидаемые результаты обучения. Повышение уровня развития:

эмоционально - волевой сферы;

вербальных и невербальных психических процессов, смыслообразующих функций;

произвольной саморегуляции;

сенсорной моторики, а также профилактика психосоматических дисфункций.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie