Донецкая Народная Республика, Шахтерский муниципальный округ, город Кировское, улица Николаевская, дом 4А.

Психологическая информация для родителей 2-младшей группы

Педагог-психолог Козуб Наталья Викторовна.
Педагог-психолог
Козуб Наталья Викторовна

Ваш ребенок пошел в детский сад, поздравляю! Значит, он уже достаточно подрос, и вы решились на такой важный и наверняка волнительный шаг как доверить своего малыша профессиональным, но все-таки посторонним людям. Спешу уверить Вас, что подавляющему большинству ребятишек нравится ходить в детский сад, скорей всего так будет и с вашим малышом, но… совсем не сразу. Это потом ваш ребенок будет радоваться предстоящей встрече с друзьями и расстраиваться от того, что его «слишком рано забрали», а пока вас обоих ждет очень непростой период адаптации к детскому саду.

Программа занятий

Образовательными регламентами на адаптацию ребенка к детскому саду в младшей группе выделяется 1 календарный месяц. Считается, что в течение него дети и педагоги должны привыкнуть друг к другу, как-то взаимно приспособиться. Но когда дети вписывались в требования строгих министерств? Им неизвестны нормативы, и для каждого из них период адаптации становится своим, чаще более продолжительным.

Кроме того, маленькие дети часто болеют, пропускают по этой причине посещение детского сада, а когда возвращаются, то все как будто запускается заново, потому что оказывается, что за время нахождения на «больничном» ребенок многое забыл. В итоге период адаптации к детскому саду растягивается: он может длиться и два, и три месяца, иногда и дольше. Встречаются и такие дети, которые с трудом, с горем пополам отходив в сад весь первый год, на следующий приходят как будто их подменили: им все интересно, все увлекательно, с ними приятно заниматься, - такой ребенок, наконец, дорос до «своего», личного возраста хождения в сад.

Что же происходит в этот период? В детском саду ребенок попадает в новые условия: другая обстановка со своим распорядком, незнакомые дети и непохожие на «своих» домашних, чужие взрослые. Со всем этим нужно познакомиться, научиться доверять. Приспособление происходит у каждого индивидуально, общее лишь то, что в первые недели или месяцы во время посещения дошкольного учреждения ребенок испытывает весьма ощутимое стрессовое влияние.

Стресс может выражаться в нарушениях аппетита и сна, истерических проявлениях (повышенной плаксивости или наоборот чрезмерной веселости и боевитости), снижении эмоционального фона, обострении хронических заболеваний. Нередко во время адаптационного стресса происходит «соскальзывание» на более раннюю ступень развития: ребенок как будто «забывает» те навыки, которыми он уже овладел, затрудняется в том, чтобы перенести их из привычной ситуации в новую (например, может временно «разучиться» проситься в туалет, мыть руки и т.д.). Но навыки не пропадают бесследно и по мере привыкания ребенка восстанавливаются, а под воздействием воспитателей совершенствуются.

Испытывающие острый стресс дети могут протестовать против перспективы «сегодня снова идти в садик». Те, что еще не умеют говорить или говорят плохо, могут сильно плакать и упираться, если уже умеют хорошо разговаривать, то могут сочинять, выдумывать разные причины. Конечно, маленькие дети еще не умеют лгать из корысти, но они уже могут придумывать, особенно если понимают, что родитель готов встать на их сторону и защитить от «ужасного мира» детского сада, олицетворением которого чаще всего является воспитатель. Если взрослые на это легко ведутся, то рискуют попасть в неприятное положение.

Приведу всего один пример. Только что пошедшая в детский сад из яслей девочка, первые две недели отходила с «энурезом» (который потом прекратился) и ежедневно рассказывала взрослым, что ее бьет по голове воспитательница, методично демонстрируя движения. Полная ужаса и негодования мама чуть было не пошла на «разборки» с администрацией, видимо поощряющей подобные непедагогические методы воспитания, однако все же предварительно обратилась к детскому психологу.

В описанном выше примере, достаточно развитая девочка навязчиво рассказывала любящей маме историю «ее избиения», стараясь сообщить этим одну-единственную мысль: «Мама, я не хочу ходить в детский сад!» Но ребенок, чувствуя свою зависимость от могущественного родителя, подчиненность ему, не может сказать об этом так прямо, как это мог бы сформулировать взрослый. Отсюда и родилась эта «страшная» история.

«Конечно, все так, - скажет придирчивый читатель, - но ведь девочка раньше уже ходила в ясли, и судя по всему, ходила нормально. Почему же адаптация именно к детскому саду вызвала такое реагирование?» Действительно, ребенок более или менее спокойно отходил в ясли. Но ясельная группа, которую она посещала, оказалась не связанной с детским садом, пойдя в который, девочка испытала значительную долю стресса (помните, как первые две недели она «мочила штанишки», соскользнув в поведение, характерное для более раннего возраста?). Фактически, девочка шагнула в совершенно новые условия: незнакомые воспитатель, помещение, дети, к которым снова пришлось приспосабливаться, что опять-таки требует определенного времени и психологических усилий (а даже искренне улыбающийся, но чужой взрослый совсем не обязательно должен тут же вызвать у ребенка ответные теплые чувства).

Ребенок не понимает, почему ему нужно ходить в детский сад, когда можно остаться дома, и рассказы о том, что взрослые «должны уйти на работу», его нисколько не удовлетворяют. Он пока еще не в состоянии разобраться во всех сложностях нашего взрослого мира с его понятиями о долге и необходимости. Поэтому он активно протестует против такого жизненного поворота, включая слезы, крики, а иногда и фантазию, как в приводимом примере.

Отметим также, что ребенок еще не ориентируется в событийной перспективе, поскольку живет «здесь и сейчас». Для него мысль о том, что он находится в садике временно, что его привели сюда не на совсем и позже заберут домой не является сразу очевидной. Должно пройти немало ежедневных повторений одной и той же ситуации, прежде чем ребенок утвердится, уверится в понимании того, что в определенное время его непременно забирают и отводят домой близкие люди.

Есть и еще одна важная психологическая особенность, о которой мы – взрослые – редко задумываемся: чем старше становится ребенок и чем лучше он осознает окружающую действительность, тем лучше понимает ее несовершенство и тем более выпуклым становится для него весь «трагизм» ситуации расставания с родителями, домом. Поэтому то, что еще не в полной мере осознается 2-леткой и потому проходит менее болезненно, ребенком более старшего возраста может восприниматься уже как полноценная жизненная драма. (Вспомните свой собственный детский опыт или понаблюдайте за другими детьми: у ребенка дошкольного возраста смерть аквариумной рыбки вызывает удивление и интерес, а для младшего школьника может стать настоящим горем.)

Не забудем еще и про специфические возрастные особенности 3-леток с их упрямством и негативизмом в адрес взрослых. О проявлениях кризиса 3 лет написано так много, что в этой статье я не буду их подробно рассматривать, отсылаю к публикациям, посвященным непосредственно этой теме. Примем только, что возрастные особенности также могут иметь место и влиять на адаптацию к садику.

Как же помочь своему ребенку пережить это сложное время?

Ваш ребенок пошел в детский сад, поздравляю! Значит, он уже достаточно подрос, и вы решились на такой важный и наверняка волнительный шаг как доверить своего малыша профессиональным, но все-таки посторонним людям. Спешу уверить Вас, что подавляющему большинству ребятишек нравится ходить в детский сад, скорей всего так будет и с вашим малышом, но… совсем не сразу. Это потом ваш ребенок будет радоваться предстоящей встрече с друзьями и расстраиваться от того, что его «слишком рано забрали», а пока вас обоих ждет очень непростой период адаптации к детскому саду.

Образовательными регламентами на адаптацию ребенка к детскому саду в младшей группе выделяется 1 календарный месяц. Считается, что в течение него дети и педагоги должны привыкнуть друг к другу, как-то взаимно приспособиться. Но когда дети вписывались в требования строгих министерств? Им неизвестны нормативы, и для каждого из них период адаптации становится своим, чаще более продолжительным.

Кроме того, маленькие дети часто болеют, пропускают по этой причине посещение детского сада, а когда возвращаются, то все как будто запускается заново, потому что оказывается, что за время нахождения на «больничном» ребенок многое забыл. В итоге период адаптации к детскому саду растягивается: он может длиться и два, и три месяца, иногда и дольше. Встречаются и такие дети, которые с трудом, с горем пополам отходив в сад весь первый год, на следующий приходят как будто их подменили: им все интересно, все увлекательно, с ними приятно заниматься, - такой ребенок, наконец, дорос до «своего», личного возраста хождения в сад.

Что же происходит в этот период? В детском саду ребенок попадает в новые условия: другая обстановка со своим распорядком, незнакомые дети и непохожие на «своих» домашних, чужие взрослые. Со всем этим нужно познакомиться, научиться доверять. Приспособление происходит у каждого индивидуально, общее лишь то, что в первые недели или месяцы во время посещения дошкольного учреждения ребенок испытывает весьма ощутимое стрессовое влияние.

Стресс может выражаться в нарушениях аппетита и сна, истерических проявлениях (повышенной плаксивости или наоборот чрезмерной веселости и боевитости), снижении эмоционального фона, обострении хронических заболеваний. Нередко во время адаптационного стресса происходит «соскальзывание» на более раннюю ступень развития: ребенок как будто «забывает» те навыки, которыми он уже овладел, затрудняется в том, чтобы перенести их из привычной ситуации в новую (например, может временно «разучиться» проситься в туалет, мыть руки и т.д.). Но навыки не пропадают бесследно и по мере привыкания ребенка восстанавливаются, а под воздействием воспитателей совершенствуются.

Испытывающие острый стресс дети могут протестовать против перспективы «сегодня снова идти в садик». Те, что еще не умеют говорить или говорят плохо, могут сильно плакать и упираться, если уже умеют хорошо разговаривать, то могут сочинять, выдумывать разные причины. Конечно, маленькие дети еще не умеют лгать из корысти, но они уже могут придумывать, особенно если понимают, что родитель готов встать на их сторону и защитить от «ужасного мира» детского сада, олицетворением которого чаще всего является воспитатель. Если взрослые на это легко ведутся, то рискуют попасть в неприятное положение.

Приведу всего один пример. Только что пошедшая в детский сад из яслей девочка, первые две недели отходила с «энурезом» (который потом прекратился) и ежедневно рассказывала взрослым, что ее бьет по голове воспитательница, методично демонстрируя движения. Полная ужаса и негодования мама чуть было не пошла на «разборки» с администрацией, видимо поощряющей подобные непедагогические методы воспитания, однако все же предварительно обратилась к детскому психологу.

В описанном выше примере, достаточно развитая девочка навязчиво рассказывала любящей маме историю «ее избиения», стараясь сообщить этим одну-единственную мысль: «Мама, я не хочу ходить в детский сад!» Но ребенок, чувствуя свою зависимость от могущественного родителя, подчиненность ему, не может сказать об этом так прямо, как это мог бы сформулировать взрослый. Отсюда и родилась эта «страшная» история.

«Конечно, все так, - скажет придирчивый читатель, - но ведь девочка раньше уже ходила в ясли, и судя по всему, ходила нормально. Почему же адаптация именно к детскому саду вызвала такое реагирование?» Действительно, ребенок более или менее спокойно отходил в ясли. Но ясельная группа, которую она посещала, оказалась не связанной с детским садом, пойдя в который, девочка испытала значительную долю стресса (помните, как первые две недели она «мочила штанишки», соскользнув в поведение, характерное для более раннего возраста?). Фактически, девочка шагнула в совершенно новые условия: незнакомые воспитатель, помещение, дети, к которым снова пришлось приспосабливаться, что опять-таки требует определенного времени и психологических усилий (а даже искренне улыбающийся, но чужой взрослый совсем не обязательно должен тут же вызвать у ребенка ответные теплые чувства).

Ребенок не понимает, почему ему нужно ходить в детский сад, когда можно остаться дома, и рассказы о том, что взрослые «должны уйти на работу», его нисколько не удовлетворяют. Он пока еще не в состоянии разобраться во всех сложностях нашего взрослого мира с его понятиями о долге и необходимости. Поэтому он активно протестует против такого жизненного поворота, включая слезы, крики, а иногда и фантазию, как в приводимом примере.

Отметим также, что ребенок еще не ориентируется в событийной перспективе, поскольку живет «здесь и сейчас». Для него мысль о том, что он находится в садике временно, что его привели сюда не на совсем и позже заберут домой не является сразу очевидной. Должно пройти немало ежедневных повторений одной и той же ситуации, прежде чем ребенок утвердится, уверится в понимании того, что в определенное время его непременно забирают и отводят домой близкие люди.

Есть и еще одна важная психологическая особенность, о которой мы – взрослые – редко задумываемся: чем старше становится ребенок и чем лучше он осознает окружающую действительность, тем лучше понимает ее несовершенство и тем более выпуклым становится для него весь «трагизм» ситуации расставания с родителями, домом. Поэтому то, что еще не в полной мере осознается 2-леткой и потому проходит менее болезненно, ребенком более старшего возраста может восприниматься уже как полноценная жизненная драма. (Вспомните свой собственный детский опыт или понаблюдайте за другими детьми: у ребенка дошкольного возраста смерть аквариумной рыбки вызывает удивление и интерес, а для младшего школьника может стать настоящим горем.)

Не забудем еще и про специфические возрастные особенности 3-леток с их упрямством и негативизмом в адрес взрослых. О проявлениях кризиса 3 лет написано так много, что в этой статье я не буду их подробно рассматривать, отсылаю к публикациям, посвященным непосредственно этой теме. Примем только, что возрастные особенности также могут иметь место и влиять на адаптацию к садику.

Как же помочь своему ребенку пережить это сложное время?

Рекомендации родителям в период прохождения ребенком

адаптации к дошкольному учреждению.

Наберитесь терпения, все сложности адаптации вашего ребенка к детскому саду преходящи. Помните, что на преодоление стресса адаптации ребенку требуется немало времени и психологических сил.

В первые дни постарайтесь не оставлять в детском садике ребенка на весь день. Лучше (по возможности) постепенно удлинять время пребывания ребенка в дошкольном учреждении от нескольких часов до половины дня и полного дня (если планируете оставлять на весь день).

Отводя ребенка в садик, всегда выражайте уверенность, что ребенок в нем не останется на совсем, что вы или другие члены семьи обязательно сегодня же заберете его домой.

Если знаете, кто сегодня будет забирать ребенка из садика, сообщите ему об этом (подготовьте его).

Не обещайте, что заберете ребенка раньше, если знаете, что не сможете этого сделать. Не обманывайте его! (Иначе ваше отсутствие станет для ребенка дополнительным стрессовым фактором.)

Если у ребенка есть какие-то особенности поведения или специфические черты характера обязательно сообщите о них воспитателям.

Разрешите ребенку взять с собой из дома игрушку (не очень маркую и которую будет нестрашно потерять), для того чтобы у него оставалась своеобразная «связующая нить» с домом, напоминание о знакомом в этом новом, незнакомом мире детского сада.

Контактируйте с воспитателями, интересуйтесь тем, что вызывает трудности у ребенка и у педагогов при общении с ним.

Объясняйте ребенку, что в разных непонятных и сложных для него ситуациях, возникающих в садике (проговаривайте каких: обидел другой ребенок, оторвалась пуговица, испачкался и т.д.), ему нужно рассказывать воспитательнице (помощнику воспитателя/няне).

Если кризис 3-х лет протекает у вашего ребенка бурно, повремените с переходом к «садовскому образу жизни», подождите, пока особенно острая фаза кризиса пройдет.

Если в период адаптации у ребенка обострились диагностированные ранее неврологические расстройства (тики, заикание и др.) или хронические заболевания (особенно кожные, аллергии и др.), проконсультируйтесь с неврологом и лечащим врачом. Сократите время пребывания ребенка в садике, но не отказывайтесь от посещений полностью!

Адаптация к детскому саду – это и ваша адаптация к изменившимся условиям жизни семьи. Возможно, вам вместе с другими взрослыми придется пересмотреть какие-то моменты совместной жизни, подстраиваясь, к примеру, под оптимальный график забирания ребенка из садика.

Если несмотря ни на что сложности с поведением ребенка сохраняются длительное время, обратитесь за помощью к детскому психологу.

Я сам! (возраст от 3-х до 4-х лет):

психологический портрет

В период от двух с половиной до трех с половиной лет ребенок переживает так называемый кризис 3-х лет. Он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Поэтому необходимо свести к минимуму попытки взрослых навязать или запретить детям что-либо. Если взрослый всегда придерживается одних и тех же правил и требований, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Несмотря на то, что дети рассчитывают на поддержку и помощь взрослого, они отстаивают свою независимость от других. Они чувствуют себя вполне самостоятельными и компетентными и в то же время понимают свою зависимость от взрослых. Их внутренний мир наполнен противоречивыми чувствами уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Дети борются за самостоятельность и уважение к себе и в то же время ожидают, что взрослые будут направлять их и поддерживать. Трехлетки так же нуждаются в том, чтобы им была предоставлена возможность осуществить выбор и чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не ущемляют их достоинство. 

Общаться с детьми, переживающими кризис, нелегко. Их поведение – это непрерывная череда волеизъявлений, которые выражаются в виде бесконечных «Я хочу!», «Я не хочу», «Я не буду!». Важно понять, что это не капризы, а проявление того, что малыш начинает воспринимать себя как вполне самостоятельного, отдельного от других, в том числе и взрослых, человека. Дети, проходящие кризис, требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Различные качества – умный, умелый, добрый, храбрый – они теперь относят к себе, и для них очень важно, чтобы взрослые положительно их оценивали.

Часто так называемые ужасные трехлетки обязаны своей репутацией бесконечным заявлениям, связанных со словом «нет». «Ты хочешь пойти с мамой в магазин?» - «Нет». «Мы сейчас поспим немножко?» - «Нет». Взрослые, задавая подобные вопросы, действительно хотят получить на них ответ, а дети чувствуют свою значительность, отклоняя просьбы взрослых, - и именно от этого получают удовлетворение. 

Требования взрослых в ряде случаев должны приводиться в жизнь  не зависимо от мнения детей. В этом случае проще переориентировать малыша, чем вступить с ним в конфронтацию. Например, ребенок не хочет уходить с игровой площадки. Взрослый может сказать: «Ты знаешь, что мы сейчас собираемся делать? Мы пойдем домой и будем…» В то время, как малыш поглощен разговором, вы уже дошли до подъезда.  От взрослого требуется в этот период большое терпение. 

В этом возрасте трехлетний малыш не извлекает урока из оскорблений. В присутствии наказывающих взрослых дети приучаются беспокойно съеживаться, а позже вымещают агрессию на товарищах по играм.

Самостоятельность и стремление к независимости зачастую становятся причиной обострения взаимоотношений со сверстниками, поскольку каждый стремиться настоять на своем.

Трехлетний ребенок  - это неутомимый деятель. Он постоянно готов что-либо строить, с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом – клеить, лепить, рисовать. В то  же время он еще не готов выслушивать  долгие рассказы о чем-то, что не может непосредственно воспринимать. Он активно исследует и познает то, с чем может практически что-то делать. Его способность наблюдать и делать простейшие выводы стала более совершенной.

Ребенок начинает получать удовольствие от того, что он что-то умеет, гордится своими умениями. Поэтому, научившись клеить, он может постоянно наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности и наслаждаясь собственной умелостью. Интерес к средствам и способам  практических действий создает в этом возрасте уникальные возможности для становления ручной умелости. Не случайно в так называемых традиционных культурах детей именно с 3-х лет начинали учить пользоваться охотничьим ножом, управлять парусом. Дети с удовольствием будут упражняться во вновь освоенном способе действий, если взрослый попросит их показать ему, как надо  это делать, научить его. 

Если в 2 года ребенок доволен любыми  результатами своей деятельности, то в 3 года он становиться  более критичен и более реально оценивает их. Он уже может оценить, что у него получится, и сопоставить результат с образом цели, который теперь становиться у него более ясным. Появляется стремление к более совершенному результату. Поэтому ребенок  уже может огорчиться, если у него  не получается задуманное.

Источником развития и расширения кругозора и представления ребенка об окружающем мире является непосредственное наблюдение. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie