Ранняя помощь родителям воспитывающим младенцев с нарушением здоровья
Современный взгляд специалиста на
систему сопровождения детей с ОВЗ
в Донецкой Народной Республике.
«Цифровая модель педагогического сопровождения семей,
которые воспитывают младенцев с нарушениями здоровья» -
как ориентир для построения индивидуальной программы коррекционно-педагогической помощи
в Донецкой Народной Республике.
Профилактика отклоняющегося варианта психического развития и успешная реализация заложенного природой психологического потенциала детей с ОВЗ разной этиологии и тяжести возможна лишь при оказании своевременной медицинской и консультационной помощи с момента выявления нарушения здоровья, а также при раннем использовании в процессе воспитания и обучения специальных педагогических технологий, оптимизирующих взаимоотношения ребенка с окружающим миром, способствующих накоплению им опыта продуктивного социального взаимодействия. Своевременная, ранняя комплексная медико-психолого-педагогическая помощь может предупредить появление стойких социальных отклонений в виде патологических форм поведения детей, активизировать темп психического развития, сформировать самостоятельность, повысить степень социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Правительством Российской Федерации реализуются государственные программы и проекты, позволяющие улучшать демографическую ситуацию, повышать качество и доступность медицинской помощи, образования и социальной поддержки семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам в нашей Республике. К сожалению, несмотря на расширение видов и форм медико-социальной и экономической поддержки ещё трудно переломить сложившуюся негативную динамику показателей состояния здоровья детского населения ДНР. На протяжении последних 10 лет ежегодно около 50 % детей рождаются больными или заболевают в период новорождённости, не менее 10 % рождаются недоношенными, с низкой массой тела. Нарушение здоровья младенцев, как мы знаем, приводит к замедлению темпа психического развития и ограничению реализации познавательного потенциала, нарушениям речи, обуславливает искажение взаимоотношений ребенка с внешней средой, трудности социальной адаптации. Очень важно родителям вовремя оказать консультационную помощь, так как именно в первый год жизни мозг ребенка максимально пластичен, развивается активно, и ребенок имеет огромные возможности для восстановления.
Современные, возросшие возможности медицины, специальной педагогики и психологии, обогащение знаний о вариантах развития детей с последствиями перинатальных патологий, дают нам уникальную возможность моделировать педагогическую помощь, создавать новые научные подходы, концепции психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями здоровья. Одной из моделей снижения детской инвалидности и педагогической профилактики может стать цифровое педагогическое сопровождение семей, чьи дети имеют перинатальную патологию. Так, предложенная нами «Цифровая модель педагогического сопровождения семей, которые воспитывают младенцев с нарушениями здоровья», может позволить коррекционным педагогам, на основе новых научно-обоснованных методов оценки развития детской психики и методик воспитания детей с ОВЗ (детей-инвалидов), создать ранние благоприятные коррекционные условия воспитания и обучения ребенка с ОВЗ в семейной среде, оказать развивающее воздействие в сензитивный период младенчества, а также обогатить программу комплексной абилитации (реабилитации).
Общая медицинская (клиническая) характеристика новорожденного с ранней патологией, и «новая» социальная ситуация семьи, является отправной точкой для включения в цифровую базу данных «Цифровой модели педагогического сопровождения семей, которые воспитывают младенцев с нарушениями здоровья», для предоставления дальнейшей (вторичной, после медицинских работников) помощи в воспитании и развитии ребенка с нарушением здоровья. Другими словами, в эту цифровую базу данных будут попадать семьи, которым будет оказываться бесплатная консультационная помощь по работе с последствиями гипоксии, последствиями родовых травм (тяжелых родов), преждевременным рождением (недоношенным), для ранней профилактики двигательных нарушений и аутизма. Это будет способствовать ранней профилактике школьных трудностей и нарушений речи, так как именно у этой группы детей наблюдаются трудности с сосанием, глотанием, частой рвотой, задержки этапов двигательного развития, нарушения мышечного тонуса, нарушения сна, судороги.
На электронный адрес семьи смогут приходить индивидуальные (сконцентрированные на проблему семьи), своевременные психолого-педагогические дистанционные консультации, направленные на информирование родителей о традиционных и современных методах, формах и приемах воспитания ребенка, с определенной патологией. Семейное дистанционное консультирование будет осуществляться, с разрешения родителей, педагогическими работниками, закончившими дефектологический факультет педагогического ВУЗа, но входящими в состав работающих «Перинатального центра», допустим, «Отдел сопровождения семей с детьми с ОВЗ», 3 сотрудника, включая медработника.
В целях улучшения формирования качественных показателей детского развития (психологических достижений детей с патологиями), предлагаем построить раннюю педагогическую помощь семьям, по нескольким линиям психического развития детей (сенсорной, двигательной, речевой, оздоровительной, и социальной), а также по линии компетентного родительства, и лечебного сопровождения. Консультации могут включать: обучающие видеофильмы (например, «Как развивать зрительное восприятие у младенца 1-3 месяцев», «Мамин массаж», «Если у ребенка нет указательного жеста в год»), видео-презентации, электронные книги по нозологическому нарушению, … Сопровождение по «Цифровой модели педагогического сопровождения семей, которые воспитывают младенцев с нарушениями здоровья» может осуществляться по запросу родителей до 3-х летнего возраста ребенка на бесплатной основе, как помощь государства в воспитании детей.
Кратко описанная, «Цифровая модель педагогического сопровождения семей, которые воспитывают младенцев с нарушениями здоровья» поможет коррекционным педагогам:
- обеспечить на практике максимальный охват детей «группы риска» ранним специальным обучением;
- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- методически организовать индивидуализированную, особую пространственную развивающую среду в семье;
- максимально рано раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательных учреждений, преодолевая зависимость получения помощи детьми с ОВЗ от места проживания;
- ознакомить родителей с использованием специальных методов, приемов и средств оздоровления, обучения (в том числе специализированными компьютерными технологиями), обеспечивающими реализацию «обходных путей» обучения ребенка с определенной нозологией, с целью обеспечения адекватной программы ранней стимуляции.
На наш взгляд, «Цифровая модель педагогического сопровождения семей, которые воспитывают младенцев с нарушениями здоровья» поможет обществу сделать очередной шаг в «Пространство, в котором нет лишних».
Теги:
Педагогическое сопровождение младенцев с перинатальной патологией
Прогресс педагогической профилактики.
Пути снижения детской инвалидности.
Современные возможности и перспективы развития дистанционной помощи родителям.
Учитель-логопед высшей категории Светлана Николаевна Макарова