В нашем детском саду появился детский рельефный скалодром, и первые занятия на нем вызвали массу восторга у детей с ОВЗ. Размеры дошкольного скалодрома небольшие - 2 х 2, а возможности – впечатляющие.
Скалодром в коррекционном процессе, несомненно, является дополнительным эффективным способом развития крупной моторики, силы рук, плечевого пояса и координации у детей с речевыми трудностями. Игра детей на скалодроме кроме того, способствует развитию абстрактного и тактического мышления, глазомера. Чтобы пройти скалодромную трассу, а она для ребенка – головоломка, нужно использовать все своё внимание, логическое мышление: анализировать, планировать «восхождение». Другими словами, малышу-скалолазу нужно активно думать, анализировать: куда поставить руку, потом ногу, пробовать перенести вес на определенную часть тела, спланировав движение. Ребенок вынужден запоминать свои решения в движениях, оценивать их последствия – моментально. Сначала, это будет контроль за крупными моторными движениями, а потом он научится переносить контроль за мелкими движениями мышц артикуляционного аппарата, что обязательно, отразится на качестве детской речи. Ребенок с речевыми нарушениями проходя трассу детского скалодрома сосредотачивается на подсказках-указаниях педагога – входит во взаимодействие, что способствует пониманию речи. Такие понятия, как: сначала – потом, выше – ниже, слева – справа, спуститься – подняться, запоминаются на рельефном скалодроме в практической деятельности значительно лучше, чем за столом.
Самостоятельные, неорганизованные игры на детском скалодроме, под наблюдением педагога, помогают нашим детям получать мышечные, тактильные ощущения с интересом и удовольствием, развивать межполушарное взаимодействие головного мозга, отвечающее за речь, память, внимание. А это все, так необходимо детям с речевыми трудностями, для профилактики дисграфии.
Регулярные игры на рельефном детском скалодроме научат ребенка с речевыми нарушениями:
- контролировать свое тело (а потом и микро движения языка, пальцев);
- воспринимать неудачи как опыт, преодолевать возникающие трудности;
- планировать свои движения, быстро принимая сложные решения (как мы неосознанно делаем при речевом высказывании органами артикуляции);
- контролировать внимание на выполняемой задаче.
Мы уверены, что организуемые игры на детском скалодроме помогут воспитать у детей с ОВЗ, такие качества личности, как решительность и настойчивость в преодолении преград, организованность, уверенность в себе, собранность и целеустремленность. Все эти приобретенные личностные качества останутся у дошкольника и вне игр детсадовского скалодрома.
Учитель-логопед Макарова Светлана Николаевна